Список форумов Теория и практика игры в нарды Длинные нарды Теория длинных нард Правила первого хода

Правила первого хода

Общая теория игры в длинные нарды

Модераторы: Aleksey, moderator


EDI Аватар пользователя

Сообщений: 15
Вчера в real-time стала свидетелем спора между двумя игроками. Оба кричали, что достаточно опытные, чтобы их мнение было единственно верным. Итак, существует такое правило "при первом ходе с головы можно снять только одну шашку, кроме тех случаев, когда выпадает дубль". Вопросы знатокам:

1) Любой дубль или только определенные цифры?
2) Относится ли это правило к первому ходу второго игрока?


Сообщений: 596
А почему бы не почитать самим правила игры?


Сообщений: 720
Откуда: Москва
EDI писал(а):
Вчера в real-time стала свидетелем спора между двумя игроками. Оба кричали, что достаточно опытные, чтобы их мнение было единственно верным. Итак, существует такое правило "при первом ходе с головы можно снять только одну шашку, кроме тех случаев, когда выпадает дубль". Вопросы знатокам:

1) Любой дубль или только определенные цифры?
2) Относится ли это правило к первому ходу второго игрока?


Начнем с того, что Правила игры на разных сайтах различаются. Ненамного, в нюансах, но отличаются.
И в первую очередь в том аспекте, о котором Вы спросили.

Большинство правил, кстати, носят описательный характер и могут приводить к разным толкованиям.

Я, в свое время предложил свою версию Правил длинных нард: http://ahundov.ru/index.php/2013-01-20-19-01-02

А по поводу "одну шашку или две" споры идут нешуточные на многих форумах.

Поэтому приведу Вам полный вариант моего ответа на Ваш вопрос.

Отдельные случаи первого хода второго игрока, когда первый игрок первым ходом бросил 5:5.

П. 1.4. В данной редакции Правил выход с головы 2 шашек одним ходом описан конкретным перечислением, когда и как ходить 2 шашки первым ходом. Такой подход не оставляет вольностей для трактовки Правил.
Некоторые составители излагают эту часть Правил принципиально другим образом. Они предлагают ходить 2 шашки с головы первым ходом всегда, когда есть препятствие для движения первой шашки. Т.е. если первым ходом одна шашка целиком весь ход сделать не может, из-за того, что встречает препятствие, то вводится в игру вторая шашка.
Комментарий. Споры возникают только о первом ходе второго игрока. Потому, что с первым ходом первого игрока в обеих трактовках Правил происходит полное совпадение. Более того, все споры возникают только вокруг одного единственного случая, когда первый игрок первым ходом бросил 5:5 и поставил свою шашку в пункт 4.
Изображение
В этом случае у черных возникают трудности с тремя ходами:
6:2 5:3 4:4.
Как видите, эти ходы полностью сделать не удается. Что делать? Ходить вторую шашку? Или только одну? Вот тут трактовки Правил и расходятся. Ниже мы рассмотрим, какие есть варианты и как сторонники этих вариантов их обосновывают. Правда есть еще один очень редкий вариант, когда предлагается черным (второму игроку) вообще пропустить ход. Но мы это рассматривать не будем, в таком варианте нет никакого смысла и логики.
Однако разночтения этим не исчерпываются.
Есть еще 2 хода белых (первого игрока), когда у черных (второго игрока) могут возникнуть затруднения. Это еще более редкая ситуация в длинных нардах. Речь идет о трех первых ходах белых (первого игрока): 2:1 6:2 5:3. В этом случае белые занимают пункт 21 или пункт 16.
После этих ходов у черных (второго игрока) возникают трудности с броском 5:5. И тот же вопрос – как ходить? Одну шашку или две?
Понятно, что никто не может точно сказать (прочитать где-либо) как именно трактовал правила тот, кто придумал эту игру. Поэтому остается только сопоставить аргументы той или иной версии и решить для себя, какой вариант логичнее.
Есть три основных разных версии трактовки этих ситуаций.

1. Что говорит редакция Правил, которую я предложил? Что две шашки можно ходить, только если нет препятствий в виде чужих шашек. А если они есть, то ход делается только одной шашкой настолько, насколько это возможно по Правилам. Такая формулировка не оставляет никаких разночтений:
Если первому ходу второго игрока мешает чужая шашка сделать ход полностью, неважно, куш это или простой бросок, ходить надо одной шашкой настолько, насколько возможно по Правилам.
Аргументы.
Идея правила первого хода в том, чтобы сыграть полностью то, что выпало. Однако в случае трех бросков 3:3, 4:4 и 6:6 этому мешает голова соперника, т.е. некое естественное препятствие (таково начальное расположение шашек). Поэтому происходит доигрывание хода второй шашкой.
Первый ход второго игрока (черных) должен подчиняться этой же логике. Т.е. те же куши играют двумя шашками.
Однако, игра уже началась и начали действовать все правила игры. Наличие шашки на пути первого хода черных – это уже следствие сделанного хода белых. Т.е. это не «естественное» препятствие, а искусственное и оно может и должно мешать игре соперника. Поэтому при наличии препятствия в виде чужой шашки, черные (второй игрок) должен играть только одну шашку. А если препятствие «естественное» (голова соперника), то он должен доиграть свой первый ход.
Дополнительный аргумент.
Надо разделять преграду на естественную (голова) и искусственную (чужая шашка). Иначе получится, что первым ходом черные (второй игрок) могут сыграть две шашки не кушем (например, при 5:3 и 6:2, если белые до этого сходили 5:5). А это нарушает принцип повторения логики первого хода белых (первого игрока).

А теперь посмотрим, какие бывают иные трактовки Правил.
2. Две шашки можно ходить только когда первым ходом у второго игрока выпал куш. И тут с 1 вариантом возникает расхождение.
Если первому ходу второго игрока мешает чужая шашка сделать ход полностью, то если это куш 4:4 или куш 5:5, то надо ходить две шашки, в остальных случаях ходить надо одной шашкой настолько, насколько возможно по Правилам.
Аргументы.
Идея правила первого хода в том, чтобы сыграть полностью то, что выпало. Однако в случае трех бросков 3:3, 4:4 и 6:6 этому мешает голова соперника, т.е. некое естественное препятствие (таково начальное расположение шашек). Поэтому происходит доигрывание хода второй шашкой.
Первый ход второго игрока (черных) должен подчиняться этой же логике. Т.е. те же куши играют двумя шашками. В этом аргументы первой и второй версии совпадают. Но вторая версия для броска «куш» не разделяет препятствия на «естественные» и искусственные».
Дополнительный аргумент.
В первом ходе белых (первого игрока) нет хода двумя шашками, если бросок не куш. Значит и второй игрок при броске не куш, должен играть одну шашку.

3. Две шашки можно ходить всегда, когда первым ходом второй игрок не может свой ход сделать полностью.
Если первому ходу второго игрока мешает чужая шашка сделать ход полностью, неважно, куш это или простой бросок, ходить надо первой шашкой настолько, насколько возможно по Правилам, а второй ходить оставшиеся движения ход, насколько это возможно.
Аргументы.
Идея правила первого хода в том, чтобы сыграть полностью то, что выпало. Однако в случае трех бросков 3:3, 4:4 и 6:6 это сделать не удается и поэтому происходит доигрывание хода второй шашкой.
Первый ход второго игрока (черных) должен подчиняться этой же логике. Т.е. те если нет возможности сделать полностью первый ход черных (второго игрока), то надо доигрывать ход второй шашкой.
Третья версия вообще не рассматривает причину доигрывания хода второй шашкой. Ее сторонники считают, что достаточно того, что первым ходом надо сыграть весь ход полностью.

Я полагаю наиболее логичной первую версию. Вторая и третья версии на мой взгляд, не до конца логичны и частично внутренне противоречивы, а также нарушают принцип симметричности правил для двух игроков.

Однако, повторюсь, это субъективное мнение. Каждому читателю предлагается самому решить, как правильнее.


Сообщений: 596
Хороший вариант, когда все дупли играются двумя шашками в 1-й и 2-й четверти доски при первом ходе как первого, так и второго игрока. И тогда при первом ходе для второго игрока совершенно равные условия с первым.
Играются две "6" 24-18, две "5" 24-14, две "4" 24-16, две "3" 24-18, две "2" 24-20. Две "1" также 24-22.


Сообщений: 720
Откуда: Москва
dediwan писал(а):
Хороший вариант, когда все дупли играются двумя шашками в 1-й и 2-й четверти доски при первом ходе как первого, так и второго игрока. И тогда при первом ходе для второго игрока совершенно равные условия с первым.
Играются две "6" 24-18, две "5" 24-14, две "4" 24-16, две "3" 24-18, две "2" 24-20. Две "1" также 24-22.

Да, так проблема решается. Но это слишком радикальное изменение правил.

Раз уж зашла речь о первом ходе, обратите внимание еще на один нюанс, важный для обсуждаемой темы.

Право первого хода.

Речь идет о том, кто первым ходит.

Во всех вариантах и всех версиях самый первый ход всеми и всегда разыгрывается броском зар. Каждый игрок бросает свой зар (один), у кого на заре больше цифра, тот и ходит. Если цифры одинаковые, зары бросают еще раз.
А далее, в последующих играх в пределах таса практикуются несколько разных вариантов:

1. По результату игры. Кто выиграл предыдущую игру тот и ходит первым. Вариант реализован в традиционной игре и идет, скорее всего, из глубины веков от создателей этой игры. Привычен тем, кто играет нарды с детства.

2. По жребию. Т.е. процедура розыгрыша хода повторяется в каждой игре в пределах таса, т.е. не только самый первый раз, но каждый раз новая партия начинается со жребия. Реализован этот вариант на некоторых игровых сайтах. Скорее всего, это скопировано с международных правил игры в короткие нарды.

3. По очереди (без жребия).. Если прошлую игру ходил соперник, то теперь ходите Вы. Этот вариант розыгрыша первого хода практикуется уже много лет на очных турнирах Федерации.

Комментарий. "Развлекательные" нарды и в интернете и в реале можно играть, как договорятся игроки. И об этом нет речи. Нет смысла навязывать людям правила игры (читай не игры, а развлечения). Все, что обсуждается здесь по части правил, касается только спортивных нард - для матчей и турниров, в т.ч. в играх на рейтинг или на деньги.

Ход после жребия.

Когда право первого хода разыграно жребием, возникает два разных варианта.

1. Жребий используется только для определения права хода. Для того, чтобы сделать сам ход, выигравший право первого хода бросает зары и играет то, что выпадет.

2. Жребий используется не только для определения права хода. Выпавшие на зарах цифры и составляют сам первый ход. Для того, чтобы сделать ход, выигравший не бросает зары, а играет то, что выпало на зарах при розыгрыше права первого хода. Так играют на международных соревнованиях по коротким нардам.

Все это я вот к чему.

При использовании последнего варианта хода после жребия, первый бросок первого игрока не бывает кушем. И острота проблемы очень серьезно падает. Остается броски первого игрока 2:1, 6:2 и 5:3, после которых 5:5 второго игрока полностью сыграть нельзя. И тогда сыграть 1 шашку сколько получится - совершенно логично. Спорить почти не о чем.


Вернуться в Теория длинных нард

          
Rambler's Top100
Вверх
id=